Главные темы

Глоссарий
Беженцы
Регион в измерениях
Документы и свидетельства
Нахичеван
Шуши

На первую
страницу

Историко-политические аспекты карабахского (арцахского) конфликта

      В силу своего географического положения одна из 15-и областей Армении - Арцах (Карабах) - имела большое стратегическое значение для армянской государственности на всем протяжении исторического развития. Арцах прикрывал с восточной стороны внутренние области Армении от набегов кочевых племен. С XVII века Арцах, в основном в низменностях, расположенных с восточной стороны, частично подвергался инфильтрации инородными пришельцами, отличающимися от коренного армянского населения своей этнической принадлежностью и вероисповеданием. Еще в XIX веке знаменитый исследователь-путешественник Линч заметил о Карабахе, что населенная с незапамятных времен армянским народом, колонизованная татарскими
Впервые Арцах под названием "Уртехе" или "Уртехини" упоминается в клинописных надписях урартского периода истории Армении. В сведениях I в. до н. э. Арцах выступает под именем "Орхистене" и указывается в числе армянских провинций

эмигрантами, эта арена охоты и кочевья курдов представляет солидный наружный оплот для Армении со стороны Каспийского моря.
      Хотя этно-политические перемены на Ближнем Востоке так или иначе всегда отражались и на Арцахском регионе Армении, именно в Арцахе армянам удается сохранить свою внутреннюю самостоятельность и власть, систему и структуры социально-экономического развития армянского феодального общества.
      Впервые Арцах под названием "Уртехе" или "Уртехини" упоминается в клинописных надписях так называемого урартского периода истории Армении. В сведениях I в. до н. э. Арцах выступает под именем "Орхистене" и указывается в числе армянских провинций: "Провинцией Армении являются Фавнена, а также Комбисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников",- сообщает Страбон.       

      Агатангелос (V в.) сообщает, что зимние квартиры царства Армянского находились в гаваре Утик- севернее Арцаха
     Впервые Арцах под названием "Уртехе" или "Уртехини" упоминается в клинописных надписях так называемого урартского периода истории Армении. В сведениях I в. до н. э. Арцах выступает под именем "Орхисаха. В V в. Арцах упоминается под названием "Покр Сюник" ("Малый Сюник"). Мовсес Хоренаци сообщает, что после гибели юного Григориса на поле Ватнян его дьяконы, "взяв его тело, перенесли в Малый Сюник и погребли в селении Амарас".
       Егише пишет, что после Аварайрского сражения (451 г.) многие из восставших против персов армян убежали и укрылись "в полуденные и непроходимые страны Тморика и в густые леса Арцаха". Наконец, об Арцахе, как одной из провинций Армении, сообщает "Ашхарацуйц" ("Армянская география VII в."): "Великая Армения разделяется на 15 провинций, из которых: … 9. Арцах. 10. Сюник… 12. Утик…"       Греко-римские и армянские авторы прямо указывают на то, что река Кура была границей между Арменией и Кавказской Албанией. Утик и Арцах, расположенные на правобережье Куры, составляли часть Армении.
       К л а в д и й П т о л е м е й: "Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией, проходящей через реку Кур".
       Б ю з а н д (V в.): "Реку Куру (Мушех Мамиконян) сделал границей между своей страной (Арменией) и Албанией, как было раньше". Маскутский царь Санесан "перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну".
       Проблемы политической, социально-экономической и культурной жизни Арцаха более обстоятельно освещены в труде армянского автора Мовсеса Дасхуранци "История страны Алуанк" (X в.).
       Начиная с арабского господства до восстановления армянской государственности во главе с Багратидами (885 г.), Арцах входил в административную единицу "Армения", а во время Багратидского царства входил в его состав.
       Начиная с X в. в исторических трудах и источниках  Арцах выступает под названием "Хачен". Центр княжества крепость Хачен во время правления араншахикского князя Сахла Смбатяна стала его резиденцией и резиденцией его преемников. Хаченское княжество, как и прежде, оставалось одной из областей Армении. Византийский император Константин Багрянородный свои письма адресовал "князю Хачена - в Армению".
      Наименование "Карабах" впервые упоминается с XIV в. Оно географически соответствовало территории того же княжества Хачен. "Сейчас называются Карабах и Муган",- сообщает грузинский хронист.
       Все данные источников подтверждают, что Нагорный Карабах, невзирая на то, что в различные периоды истории носил разные названия, издревле являлся одной из исконных областей Армении и армянский этнос всегда был его аборигенным населением. Страбон, как очевидец, свидетельствует, что в период правления армянского царя Арташеса I (189-160 гг.) в Армении "все эти народности теперь говорят на одном языке", т. е. на армянском языке. Армянский поэт и грамматик Степанос Сюнеци, живший на рубеже VII-VIII вв., указывая наличие армянских диалектов в Армении, писал: "И для знания языка требуется знакомство со всеми говорами, такими как (говоры) Корчайка и Тайка, и Хута, и Армении Четвертой, и Спера, и Сюника, и Арцаха".
       В преддверии монгольских завоеваний, когда в Закавказье вторглись войска Джелал ад-Дина, по сообщению арабского источника, арцахский армянский князь Асан-Джалал, основатель знаменитого Гандзасарского монастыря (1240 г.), избавился от угроз отправившего в Закавказье для собирания дани Шараф ал-Мулька. выплатив ему одноразовую дань и освободив пленных мусульман:  "/Шараф ал-Мульк/ остановился близ крепости Хачен, в которой находился Джелал ад-Дин, племянник /сын сестры/ Иване ал-Курджи. Шараф ал-Мульк начал грозить ему и устрашать его, пока не договорился о мире при условии, что ему выплатят десять тысяч динаров бербери и освободят семьсот пленных мусульман, захваченных ранее и в последнее время. Среди них были и такие, которых захватили еще детьми, а вышли из плена стариками".
       В период монгольских завоеваний (1236-1350-ые гг.), арцахские правители, хотя внешне и подчинялись монголам и собственными войсками участвовали в походах монголов против сельджукских племен, однако успешно отстояли свою внутреннюю независимость.Центром Арцахского княжества была крепость Хоханаберд (близ монастыря Гандзасара).
       В 1380-ых годах на Закавказье обрушились полчища Темур-Ленка (Ленк-Темур) из Средней Азии и до 1405 года Арцах, как и весь регион, несколько раз испытывал последствия опустошительных походов тимуридов, охвативших, в основном, равнинные и более плодородные полосы Армянского нагорья. Об этом свидетельствует также участник и очевидец Ганс Шилтбергер в своем "Путешествии": "Я также провел много времени в Армении. По смерти Тамерлана, попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох, имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами. Ее орошает река Кур, называемая Тигр, и возле берегов сей реки собирается самый лучший шелк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань. Армяне всегда обходились со мной хорошо, потому что я был немец, а они вообще очень расположены в пользу немцев, (нимиц), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой "Патер ностер".
       В  отличие  от  некоторых  других  областей  Армении,  где  под  владычеством Турции и Ирана в XVI-XVIII вв. армянское феодальное сословие в большей части было лишено своих наследственных феодальных прав, Арцахские и Сюникские мелики (князья) сохранили свою относительную самостоятельность и свои владения, особенно в горных районах, и имели свои постоянные войска.       Вследствие феодального дробления Арцахского княжества в XIV-XV вв. в регионе образовались около десяти армянских княжеств (меликств), которые в XVI-XVIII вв. были известны наименованиями своих владений:
                 1. Гюлистанское меликство с центром в Орекаване (Талиш) и в крепости Гюлистан, простиралось между реками Курак и Тартар.
                 2. Джрабердское меликство
                 3. Хаченское меликство
                 4. Варандинское меликство.
                5. Дизакское меликство
                6. Меликство Цара (Карвачар-Кельбаджар)
                7. Кашатагское меликство
      Объединяющим звеном в XVI-XVIII вв. наследственных владетелей-князей Арцаха был Гандзасарский католикос, который часто выступал от имени меликов в переговорных процессах с соседними государствами. Так, по сообщению грузинского историка Парсадана Горгиджанидзе, Гандзасарский католикос в 1631-ом году в переговорах с царем Грузии Теймуразом Первым предлагал 40.000-ую армию Арцаха для совместного выступления против Иранского владычества.
       И это не единственный факт. В 1672-ом году Гандзасарский католикос Петр, именовавшей себя вопреки церковной традиции как "католикос армянский", ( Этот титул был приоритетом Эчмиадзинского католикоса ) подразумевая под этим лишь этническую принадлежность своей паствы, и не оспаривая первенство в армянской церкви, в письме русскому царю Алексею Михайловичу предлагал покровительствовать всему армянскому народу и отправившимся в Москву армянским делегатам: "Раб божий Петр католикос армянский молитвами Григория великого Армении, патриарх священного места Канцасар идеж святые мощи Иоанна Крестителя и Григория великого десница и Иосифа Аримафейского и прочих иже зде усопших, коих молитвами и всех апостолов помощи Иисуса Христа и посещение святаго духа буди над твоим царствующим градом Москвою и по всем государствам твоим".
       Начавшиеся с европейскими странами переговоры по освобождению Армении от чужеземного ига опирались на воинские силы прежде всего армянских меликов Арцаха и Сюника. А в Германии и в России дипломатическими представителями были Исраел Ори и архимандрит Минас (портреты которых в исполнении знаменитого итальянского художника Джиованни Антонио Пеллегрини до сих пор хранятся в Мюнхене).
       В письменных переговорах с иностранными государями приняли активное участие также Гандзасарский католикос Есаи Асан-Джалалян, несколько раз обращавшийся к Петру Первому, а также католикос северных районов Арцаха Нерсес.
      В 1722-1730-ом годах Арцахские мелики объединенными силами успешно противостояли османским войскам, которые, воспользовавшись ослаблением Сефевидской державы и занятием Ирана афганскими войсками, вторглись в Закавказье и оккупировали Грузию, Айраратскую равнину в Армении и область Азербайджан в Персии с центром Тебриз. (Подробнее
:Регион в измрениях) Прикаспийские области (Дербент, Баку, Гилян) были заняты Россией. Армянские области Арцах и Сюник вели упорную борьбу за независимость, и не раз турецкие войска отступали из Арцаха с поражением и крупными потерями.
      Десятилетняя оккупация Закавказья турецкими войсками (1723-1732) имела роковое значение для тех армянонаселенных районов, которые не контролировались силами арцахских меликов. В письме из Дербента архимандрита Мартироса к грузинскому царю Вахтангу VI от 5-го февраля 1725 г. перечислены села, которые подвергались разрушению и насильственной исламизации во время османской оккупации. Ситуация осложнялась тем, что союзник османских войск Аджи Давуд тоже включился в эту политику, и по сообщению И. Г. Гербера, описавшего положение в 1728 году, "В Кабале больше армяне жили, нежели в других уездах, при ребалии от бунтовщиков не вовсе разорены быть стали, понеже оные богаты были и у ходжи Давуда и от Сурхая великими деньгами от разорения откупились. В 1727г. бывший хан в Шемахе ходжи Дауд поставил сына своего наипом в Кабале, который армян всяким тягостями там мучил, чтоб магуметанскую веру приняли, а как оные от христианства отстать не хотели и все мучения терпели, то он их на силу в мечеть погнал, и стал против их воли абрезаны быть; потом ходжи Дауд под скрытом им повелел объявить, что сие без его воли сделали оные хотят, то с подарками к нему явятся, то оные будут уволены при своем законе остаться, что они и сделали и через подарок от хана своего волю получили; а как оные с радостью мечеть оставили и по прежнему в свои церкви ходили, то магуметанские духовные на них возстали и их как отступников от правоверного закона штрафовали и обрали, что им только один хлеб остался и прогнали их опять в мечети, и так армяни в Кабале все невольные магуметанцы". Это подтверждается также в "Описании сопредельных с Грузией мест" грузинского царя Ираклия Второго о том, что "Шекинского хана дед Аджи Чалаб назывался, отец его был армянской священник ( Ср. Абдул-Латиф-Эфенди. История Шекинских ханов. Текст и перевод. Перевел с тюркского А. Дадашев. Баку, Издания Общества Обследования и Изучения Азербайджана, 1926, с. 5.), но Аджи Чалаб принял веру магометанскую и некоторым искусством завладел Шакою, которая в древних временах состояла под властию Кахетинского царя, но силоя отнето магометанским персицким Шах Абазом Первым; и в том владении живут многое число армянского закона открытно, а нашего греческого закона со страхом".
       В 1734-1735 гг. Тахмасп-кули хан (впоследствии - Надир шах), учитывая упорную борьбу арцахских меликов против османов, а также с целью обретения союзников, был вынужден признать их независимость в своих владениях, признав одного из знатных меликов -мелика Егана, бекларбеком - главой Хамсы (пятью армянскими меликствами). Скончался мелик Еган в 1744 г. и преемником стал его сын Арам, властвовавший однако всего один год. Мелика Арама сменил его брат Есаи, правивший 33 года. На надгробии мелика Есаи написано: "Эта могила мелика Есаи, сына великого мелика Егана. Он был назначен князем Надир шахом. 33 года правил он Дизакской страной и совершил много подвигов, одержал много побед над неверными. Он был смелее и благороднее своих предков. Жил он 61 год, скончался в лето 1230 /по армянскому летоисчислению/, (1781 г.) 2-го октября...".
       Рассказывая о Карабахе, Ираклий Второй в упомянутом "Описании" пишет: "Хамс составляет владение и во оных сем воеводских правленей, народ весь армянского закона, в том владении находится  армянской  патриарх;  когда  ж  персицкаго  шаха  не стало, то с их же стороны один человек (Имеется ввиду Панах.), закону магометанскаго и от народа жаванширскаго, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята, и многократно жаванширами война с нашей стороны произходила, но с Божиея помощию завсегда от нас побеждаемы были и раззорены,- единственно оные жаванширы, а не армянскаго закона,- а в нынешнее время по некоторым обстоятельствам со обеих сторон заключен мир. Армяне имеют большую крепость, места гористые, лесные, а притом поля плодовитые; жаванширскаго народу выступить на воину две тысячи пять сот человек, а армян четыре тысячи пять сот, и состоит посреде Ширвана, Нахчевана, Генжи и Карадаги, и армяне хамские к воинству весма храбры; а как в показанных семи частях воеводы между собоя несогласны, то по такому их не согласию жаваншарами под свою власть приведены" (
Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся к Грузии. Том I, с 1768 по 1774 год. Под редакцией А. А. Цагарели. С.Петербург, 1891, с. 434-435.) .
       В 1783 г. в связи с заключением русско-грузинского Георгиевского трактата Ираклий Второй представил Русскому двору список гербов грузинских и сопредельных с Грузией владетелей.
            "Герб Грузинский - гора с двумя стрелами.
             Герб Кахетинский -великомученик Георгий на коне сидящий.
             Герб Ереванский - Араратская гора с ковчегом.
             Герб Гянджинский - пламен три строими
             Герб Атабашиский - озеро с монастером
             Герб Казацкой - рука с колием держит
             Герб Борчалу - сабля поперог.  
             Герб у Шамшадила - ружие.
             Герб у Ширвана - волк.
             Герб Шаконской - лиса.
      На подлинном подписано тако: ИРАКЛИ"
      Хотя гербы карабахского ханства и армянских меликов отсутствуют в списке Ираклия, но из других источников известно, что гербы имелись также у армянских меликов. На гербе одного из меликов Варанды имеются армянские монограммы. Над головой орла изображен купол церкви с крестом. Это со своей стороны говорит о том, что по статусу все они выглядели как самостоятельные политические единицы.
      В том же 1783 году в России складывались серьезные намерения на основе Арцахской области восстановить армянскую государственность, упраздняя возникшее на армянской земле не более 30 лет назад при содействии одного из армянских же меликов так называемое Карабахское ханство. Об этом доложил Екатерине II князь Григорий Потемкин: "Не имея еще повеления вашего императорского величества я дал резолюцию генералу поручику Потемкину об Ибраим хане Шушинском, сближающую его к повиновению. Тут предлежит разсмотрению, чтоб при удобном случае область его, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному, и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственно высочайшим вашего императорского величества обещаниям, данным чрез меня армянским меликам".
       Карабах, как и Грузия, имел большие потери вследствие опустошительного похода персидских войск во главе Ага Магмед-хана в 1795г. По свидетельству русских источников "до нашествия Ага Мамад хана, ... Карабагскаго владния одних армян находилось до 40 тысяч домов".
       Именно под давлением армянских меликов и ради сохранения своей власти Ибраим хан в 1805 г. вступил в переговоры с русскими властями и вынужден был принять Российское подданство. Но, боясь окончательно потерять власть, он в следующем году пытался обеспечить себе и своей семье более гарантированное будущее, перейдя на персидскую сторону, за что и поплатился жизнью в 1806 г. Об этом сообщает также А. Бакиханов: "Ибрагим-хан карабагский, начавший уже дружеские сношения с персиянами, просил помощи у них к свержению с себя власти русской. Сын его Абюль-Фет-хан с войском со стороны Капана пришел под Шушу: Аббас Мирза переправился через Худаперинский мост (на Араксе). Майор Лисаневич, начальник русского войска в Шуше в полночь 2-го июня 1221 (1806) г. выступил против Ибрагим-хана, который в то время с семейством и приверженцами своими стоял лагерем за крепостью, убил его с женой, сестрою Селим-хана шекинского, с сыном, дочерью и со многими приверженцами и прислугой".
       В начале XIX века ( 1829г ) Арцах вошел в состав России, как и Грузинское царство и Ереванское ханство, в качестве самостоятельной политической единицы. Требования арцахских армян определить будущее Арцаха основываются также на этом аргументе, что соответствует нормам и принципам международного права.
       По описанию русских чиновников, озаглавленное "Имена и провинции пяти меликов Армянских", накануне присоединения Арцаха к России имели следующую картину:
       "Общее их владение под названием имянуется Карабаг.
       Первый из них мелик Джимшид, сын мелика Шахназара, котораго провинция имянуется Варанд и крепость Шуша. При нем сын и один юзбаша.
      Второй мелик Абов, сын мелика Иосифа, котораго провинция под названием Икирмидеорт и крепость Гюлистан, которой же большую часть из своих подданных вывел из оной провинции, надеясь на милости Его Императорского Величества и переселил их в Грузии под покровительством Георгия царя Грузинскаго, котораго племянник мелик Пиридон с вышепомянутым мелик Джимшидом ныне находится здесь.
      Третий мелик Ростом, наместник мелика Мечлума сына мелика Адама и провинция под названием Чараберт.
      Четвертый мелик Абас, сын мелика Бахтама, котораго провинция под именем Дузаг.    
      Пятый мелик Алла-верди, сын мелика Мирзахана, котораго провинция имянуется Хачен.       Вышепомянутые мелики имеют под своим владением юзбашов, то есть полководцов, из которых иные по наследству имеют сей чин, а иные по заслуге получают от своих господ меликов".
      В 19-ом веке центр Арцаха город Шуши ( В. Потто. Первые добровольцы Карабага в эпоху водворения русскаго владычества (Мелик-Вани и Акоп-юзбаши Атабековы). Тифлис, 1902. В. Потто, Геройская оборона крепости Шуши. Издание 2-е, СПб., 1903.) стал третьим по величине и значению городом в Закавказье, где процветали армянская культура и просвещение и, который оставил глубокий след на развитие культуры всего Закавказья, в том числе, и на татарскую (впоследствии названной азербайджанской). Процветание города и края было остановлено на длительное время 23 марта 1920 г., когда в город вошли турецкие войска и осуществили беспощадную резню армянского населения и разрушение города, пытаясь этим обеспечить численное превосходство тюркского населения против армянского. Как в 1930-ых годах, так и до последнего времени еще были видны следы варварства 1920-го года. Это стало и причиной того факта, что Шуши перестал быть центром НКАО, и вместо него был построен новый город Степанакерт.
      1918-1920 гг.- один из тяжелых периодов многовековой истории карабахских армян. Именно в эти годы Арцах превратился в предмет "территориальных споров".
       Весной 1918 г. после Брестского договора Турция, активизировавшая свою захватническую политику в Закавказском направлении, добилась того, чтобы Закавказский Сейм провозгласил независимость Закавказья от России. Турция сразу же захватила большую часть Армении и только после поражения в Сардарапатской битве недалеко от Еревана, вынуждена была временно остановить свое продвижение в направлении Баку и к Каспийскому морю. 26-го мая 1918 г. Закавказский Сейм объявил о самороспуске, и каждая национальная фракция в Сейме провозгласила восстановление национальной государственности. Так были созданы три Закавказские Демократические Республики. В отличие от Армении и Грузии, впервые в истории на политической карте Закавказья появилось государство Азербайджан, которое до этого не существовало вовсе. Это название для мусульманского населения Восточного Закавказья было взято из терминологии Иранского государства, где под этим названием была область с центром Тебриз. Наместникам Иранского государства в 16-18-ом вв., находящимся в Тебризе, подчинялось налого-финансовое управление всего Закавказья, находящегося под властью Ирана ( Персидские документы Матенадарана. Том II, выпуск I. Составил А. Д. Папазян, Ереван, Изд. АН Арм.ССР, 1968, с. 345-348. ) . Но так как в мае-июле 1918 года власть в Баку находилась в руках Бакинской Коммуны во главе со Степаном Шаумяном, то Азербайджанское правительство обосновалось в Гандзаке (Гянджа) до тех пор, пока турецким войскам не удалось захватить Баку, защитниками которого тоже были, в основном, армянские войска. В сентябре того же 1918 года члены Бакинской Коммуны были расстреляны . Турции удалось с помощью Англии утвердиться в Баку и начать "строительство" нового турецко-азербайджанского государства, всячески пытаясь расширить его границы за счет как армянских, так и иранских территорий.
      Сами кавказские татары были в недоумении по поводу названия "Азербайджан". Еще в 1925-ом году в университете города Баку был задан вопрос акад. В. В. Бартольду: "Под Азербайджаном часто подразумевают персидский Азербайджан, по ту сторону Аракса, с главным городом Тебризом. Имеем ли мы право называть себя Азербайджаном в этом отношении, были ли мы Азербайджаном или это есть Ширван?".
      Ответ : "Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван - это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др., никогда в состав Ширвана не входили, и если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская республика, то скорее всего можно было бы принять название Арран, но термин Азербайджан избран потому, что, когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое, так как по составу населения они имеют очень большое сходство. На этом основании было принято название Азербайджан..."(В. В. Бартольд. Сочинения. T.II, ч.I, Москва, 1963, с.703 ).
      Придя к власти, мусаватисты, приняв на вооружение идеологию и практику национализма младотурецко-пантюркистского толка, предъявили претензии на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван, пытаясь обеспечить этим также прямую связь между Турцией и новопровозглашенным Азербайджаном. Эти их требования, лишенные всякого историко-этнографического основания, стали причиной постоянных межнациональных столкновений. До 1921 года Азербайджану не удалось захватить указанные территории и лишь русско-турецким договором в Москве от 16 марта 1921 года, (Подробнее: www.genocide.ru ) Турции удалось отторгнуть от Армении Нахичеван и передать в управление Азербайджана, хотя Нахичеван даже не граничил с ним.
      Решением Кавбюро ЦК РКП(б ) от 5 июля1921г. то же самое было сделано и с Нагорным Карабахом. Решение о статусе Карабаха было принято не на основе объективных и четко обоснованных принципов, а вследствие явно выраженного субъективизма. 3 июня 1921 г. было принято решение Кавбюро ЦК РКП(б) о включении Нагорного Карабаха в состав Армении, 4 июля решение подтверждено, однако 5 июля 1921 г. решение вновь пересмотрено и принято постановление о передаче Карабаха Азербайджану с предоставлением широкой автономии с административным центром в г. Шуше. Но руководство Азербайджана не хотело примириться с мыслью о предоставлении Нагорному Карабаху даже административно-территориальной автономии. После двухлетнего затягивания под ультимативным давлением Кавбюро Президиум АзЦИК-а Советов был вынужден 4 июля 1923 г. принять решение об образовании Нагорно - Карабахской Автономной Области. Итак, после того, как Закавказье очутилось под властью Турции (1918-20гг.), последней удалось создать там прочную опору для собственных далеко нацеленных намерений. Поэтому неудивительна нынешняя упорная антиармянская политика Турции, ее многолетняя блокада Армении.
      Политика Турции нацелена на всяческую поддержку Азербайджана в попытках подчинения Арцаха, того самого региона Армении, который был гордым символом и гарантом независимости и государственной самостоятельности Армении на всем протяжении XIII-XIX вв. (особенно после падения Киликийского армянского царства в 1375 году).
      Вышеприведенные факты и свидетельства резюмирует один из компетентных и объективных исследователей истории Карабаха В. Потто: "Среди обломков некогда великаго армянскаго царства Карабах, принадлежавший персиянам (Восточное Закавказье целиком было под властью Ирана до присоединения к России в 1813 г.) , один сохранил у себя, как памятники минувшаго величия, те родовые уделы армянских меликов, которые занимали собою все пространство от Аракса до Курак-чая, верстах в 20-и от Ганжи, нынешняго Елисаветполя. В Арцахе, или в Нижнем Карабахе, эти родовые уделы были: Дизак, Варанда, Хачен, Чароперт и Гюлистан (Игирми-Дорт), собственно и составлявшие Карабахское владение, как о том упоминают старинные русские акты. Горная часть Карабаха, Сюник или Зангезур, заключала в себе только одно значительное меликство - Кштахское, окруженное землями других, более мелких армянских владений, а часть, прилегавшая к самому Араксу, по преимуществу была населена татарскими кочевниками. Среди разрушения и общаго погрома армянскаго царства, владетели этих уделов, мелики, одни сумели сохранить за собою свои старинныя наследственныя орава и даже удержать в стране почти до самого начала XIX века тот политический строй, который сложился здесь со времен персидских царей Сефовидов. Как вассалы Персии, они утверждались в своих наследственных правах персидскими шахами и платили им дань, ноза то сохраняли полную самостоятельность во внутреннем управлении своими землями, имели свой суд и расправу, свои укрепленные замки и даже собственныя дружины, которыя охраняли край от лезгин и турок" ( В. Потто. Первые добровольцы Карабаха в эпоху водворения русскаго владычества )

Вверх страницы 

Нагорный Карабах, невзирая на то, что в различные периоды истории носил разные названия, издревле являлся одной из исконных областей Армении, и армянский этнос всегда был его аборигенным населением.
Вследствие феодального дробления Арцахского княжества в XIV-XV вв. в регионе образовались около десяти армянских княжеств (меликств)
Объединяющим звеном в XVI-XVIII вв. наследственных владетелей-князей Арцаха был Гандзасарский католикос, который часто выступал от имени меликов в переговорных процессах с соседними государствами.
Рассказывая о Карабахе, Ираклий Второй в "Описании" пишет: "Хамс составляет владение и во оных сем воеводских правленей, народ весь армянского закона.
В 1783 году в России складывались серьезные намерения на основе Арцахской области восстановить армянскую государственность, упраздняя возникшее на армянской земле не более 30 лет назад при содействии одного из армянских же меликов Карабахское ханство.
В начале XIX века ( 1829 г ) Арцах вошел в состав России в качестве самостоятельной политической единицы.
"Имена
В начале XIX века ( 1829г ) Арцах вошел в состав России, как и Грузинское царство и Ереванское ханство, в качестве самостоятельной политической единицы.
В 19-ом веке центр Арцаха город Шуши стал третьим по величине и значению городом в Закавказье, где процветали армянская культура и просвещение, и который оставил глубокий след на развитие культуры всего Закавказья, в том числе и на татарскую (впоследствии названной азербайджанской).
26-го мая 1918 г. впервые в истории на политической карте Закавказья появилось государство Азербайджан, которое до этого не существовало вовсе. Это название для мусульманского населения Восточного Закавказья было взято из терминологии Иранского государства, где под этим названием была область с центром Тебриз.
Сами кавказские татары были в недоумении по поводу названия "Азербайджан".
До 1921 года Азербайджану не удалось захватить указанные территории и лишь русско-турецким договором в Москве от 16 марта 1921 года, Турции удалось отторгнуть от Армении Нахичеван и передать в управление Азербайджана, хотя Нахичеван даже не граничил с ним. Решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 г. то же самое было сделано и с Нагорным Карабахом.
Политика Турции нацелена на всяческую поддержку Азербайджана в попытках подчинения Арцаха, того самого региона Армении, который был гордым символом и гарантом независимости и государственной самостоятельности Армении на всем протяжении XIII-XIX вв.